Отпуск, о котором думаешь целый год, планируешь, готовишься и очень часто переносишь, наступил как всегда неожиданно. Как? Завтра утром уезжаем???
Наступило СЧАСТЛИВОЕ УТРО: вещи собраны и разложены, запас воды и книжек детям, кот-рыбки-цветы пристроены, проверили еще раз наличие в руках документов-денег-ключей от машины и каравана и в путь…к каравану, который нас наверняка заждался.

Отступление первое. Подготовка. Изначально провести отпуск планировали в Хорватии. Заниматься нашим отдыхом в кемпингах и с караваном турфирмы не хотят . Цена виз без брони на взрослого составляла больше 200 евро. Плюс ко всему у мужа на работе лето выдалось хлопотным, и точное время отпуска с определенностью назвать было нельзя. Ну не складывается и не складывается. Но на море все равно хочется. В Крыму летом уже давно делать нечего, поэтому решаем так: едем на Черное море в Болгарию, в Карпаты - в Румынию, новое увидеть – в Турцию.
Отнесли документы на болгарскую визу в турфирму «Албена». 110 евро за четверых, 5 дней – и первый шаг к морю сделан. Особенно хотелось бы поблагодарить румын – большое им человеческое спасибо за отмену транзитных виз! Экономия ни много, ни мало 190 $ .
Оформление страховых полисов (медицинская для нас и 2 зеленых карты для Vito и каравана) обошлось еще в 654 грн. На этом все формальности по пути к морю были улажены.
Старт был дан в 7.00 14 августа. Пуск двигателя вместо стартового пистолета и наш «забег» начался. Выехали со двора – и тут с галерки доносятся сдавленный стон: «Нет! Этого не может быть!» Испуганные пытаемся разобраться что же все-таки произошло. Оказывается старшая дочь забыла дома чехол с дисками. М-да, какая-никакая, а трагедия. Вспомните себя в 10 классе. Вообщем, оказалась что у нас в одном эпизоде 2 новости: хорошая – забыли всего-навсего несколько десятков компакт-дисков; плохая – у ребенка испорчены первые километры поездки .
Успев выскочить из Киева, до всех пробок взяли курс в направлении Черновцов. Дорога радовала своей относительной не загруженностью. Напрягали «хлопушки» - ну так куда ж без них! После одной из них в районе Бердичева раздался непривычный звук сзади. Еще через 30 м переглядываний и осмотра выяснилось, что правый габарит каравана потерялся. Даже остановились поискать, ясное дело безрезультатно. Проезд по следующим дальше по трассе населенным пунктам был заполнен поиском габарита в попадавшихся по дороге автомагазинах. Купили, поставили.
Наслаждаясь пейзажами Буковины и смакуя купленные по дороге персики незаметно доехали до развилки. На повороте видим указатель на Новоселицу и переход на Румынию в Герце. Пытаюсь соблазнить мужа на экспромт и попробовать пройти границу там, а не ехать до Порубного. Причем соблазнение было построено на объективных причинах: судя по карте, пройдя через этот переход, мы бы сократили прилично дорогу и могли бы заночевать уже в Румынии. Муж почти поддался на мои уговоры, но, памятуя о правиле «послушай женщину и сделай наоборот», очень осторожно (правило сработало ). Повинуясь необходимости проверить давление в колесах, заезжаем на шиномонтаж. Результатом переговоров с местным населением стала информация о том, что переход временно недоступен, так как мост через Прут в этом месте разрушен. Следуя намеченному маршруту в 19.30 прибыли на границу. Заночевали на заправке ANP приблизительно в километре от шлагбаума погранцев, кстати, совершенно бесплатно .
Штурм украинско-румынской границы прошел буднично и без волокиты. Больше всего времени заняло оформление оплаты румынских дорог. И никакого сбора за экологию Сучавского района! (который в этом районе часто практикуется) Коммунизм? Евросоюз? Рано? Отпуска? Кто его знает?
Отступление второе. Оплата дорог. На этой таможне Roviniettу оформить легко и просто. По ходу стоит киоск с дядей и компьютером. Нехитрый обмен бумажками и дороги оплачены! Нюанс состоит в том, что проходя все КПП мы держали паспорта и оба техпаспорта вместе. И этому «дяденьке» в окошке отдали тоже оба техпаспорта за что и поплатились оплатой двух виньеток. А нужно ли было платить за караван отдельно мы так и не поняли. В Болгарии за караван оплата не взымалась, о чем говорили инфостенды.
Еще один нюанс. На обратном пути мы румынские дороги вообще не оплачивали по не зависящим от нас причинам . На границе с Болгарией, такое не продают. На заправке, где мы покупали виньетку 2 года назад, сказали, что они их уже не продают. Ищите дальше. Искали очень тщательно, аж обидно, что безрезультатно. Честно останавливались на 7-10 (точно не считала) заправках разных брендов. Никто не продает, но все советуют купить на следующей. И это при том, что мы едем по международной трассе, движение по которой подлежит оплате. Приколисты, вообщем.
Румыния встрелила нас неплохим качеством дорог, хорошей погодой и красивыми утренними пейзажами.

Много караванов стоит вдоль дороги – продаются. Страшненькие все какие-то и староваты. Даже по сравнению с нашим. Автодома встречали на итальянских и немецких номерах. Едем, наслаждаемся отдыхом. Дорога хорошая практически не загруженная скоростной режим очень ровный вообщем едешь и отдыхаешь. Как вдруг одна из обгоняющих нас стареньких ДАЧИий делает неприличные намеки: колесико-то у нас того, перекачалась вчера видно. Хи-хи. Сначала габарит, затем колесико…(я-то знаю, что будет продолжение цепочки )

Первым пунктом остановки нами был выбран славный город Бран и кемпинг Vampire. Едем. «МиссGPS» оптимистически обещает что вот-вот приедем. Указатель мы увидили вовремя, но заезд проскочили. Глянув на дорожку, на которую указывал указатель и мой палец, муж сказал «не-а. туда не поеду . Это заезд в чей-то двор». Пешеходная разведка показала, что все правильно и заехать туда надо. Слегка проехав задним ходом и перегородив трассу, проходящую через город , заезжаем в кемпинг. Очень даже славненький. Много зелени, немного отдыхающих.
Кемпинг находится в десяти минутах неспешной ходьбы от Замка Бран (в обиходе Замок Дракулы). Чистый, уютный, ухоженный. Везде травка, дорожки посыпаны мелким гравием. Все, что нужно в кемпинге есть: электричество, горячая вода, душ, кафе. Стоимость в сутки для нашей семьи составила 75 лей (~21 евро)
Приехали мы в полупустой кемпинг часам к пяти вечера пятницы. Через два с половиной часа в кемпинге, как говорится «яблоку негде было упасть». Большинство приехали из Бухареста (как раз рядом с нами стали 3 экипажами ребята из Бухареста - 2 автодома и караван. Явно «тестдрайвили» новый автодом соклубника что-то на базе нового Фиата)
Кроме румын – немцы, англичане и, конечно же итальянцы, ну и мотокоманда из Греции.

Вид кемпинга

Вечером


Следующий день был посвящен осмотру местных достопримечательностей. Неспешно сходили к Замку Бран, но там застали огромнейшую очередь и решили удовлетвориться внешним осмотром.

Побродили по сувенирному базару, а он очень даже колоритный


Вторую половину дня отвели на поездку Рышнов и Брашов.



Насладившись красотами Брана, Брашова и Рышнова направились в Куртя-де-Арджеш.

Поехали по Е574, затем свернули на 73С. На одном из красивейших перевалов остановились сфотографироваться. Но место без мусора так и не нашли . Вот что получилось.

Перевалы относительно не высокие

Наш тягач без особых проблем их преодолевал, даже умудрялись кое где обгонять грузовики. Много небольших горных сел, в них мы пару раз пытались заехать на вулканизацию, но они все как то неудачно были расположены .Вообщем не могли мы к ним с караваном подъехать- маленькие все они какие то. Заехав всё-таки на один шиномонтаж и показав наше спущенное колесо был вынесен вердикт- надо менять ниппель. Но ниппеля у них нет и мы опять поехали без запаски.
Видно, что дорога 73С местного значения: мало того, что качество покрытия ухудшалось с каждым километром, так еще и местами была размыта . Причем каких предупреждений и ограждений не было, что вообщем-то на румын не похоже. Напомнило Украину.

Куртя-де-Арджеш находится в горной части Румынии. В справочнике ADAC за 2006 год указан кемпинг в этом городе, причем с отметкой о сертификации и даже с какими-то минеральными источниками. При активной помощи местного населения достаточно быстро нашли место, где этот кемпинг был раньше. К сожалению, в данный момент там одни заросли и развалины .

Ввиду позднего времени нужно было что-то решать со стоянкой и мы решили ехать в Бухарест, на окружной которого кемпинг был точно.
Кемпинг назывался Casa Alba

Добравшись до Питешти выскочили на Автобан и 120км. до Бухареста, после горных дорог прошли очень быстро.
Кемпинг в Бухаресте ничем примечательным не выделяется и, с моей точки зрения для Бухареста простоват и мелковат. Цена ночевки 72 лея (около 20 евро) за караван, независимо от количества человек. Рядом есть остановка общественного транспорта, но на территории кемпинга не было работающих магазинов и кафе. А это значительный минус.
Кемпинг представляет собой небольшую территорию с домиками разного класса (в прайсе 3-4 типа), достаточно много места для палаток, караваны и автодома могут стоять как на асфальте, так и на поляне среди деревьев (мы выбрали поляну). Туалет, душ, место для слива капсул. Кемпинг выглядит немного неухоженным и необжитым. Правда днем там никого и нет: народ либо в Бухаресте, либо проезжает транзитом (как мы).
Людей было немного, но вся поляна была занята. Мы своими 11 метрами заняли оставшееся пространство . Хотели стать скромнее и красивее, но они там деревьев понасаживали (хулиганы), лавировать между саженцами мужу быстро надоело, тем более мы туда приехали на 1 ночь. Так что стали длинно, но узко. Утром перед отъездом обнаружили результат наших благих намерений – потеряли карабин от страховочного троса. Искали – не нашли. Странно, ведь никто не ездил и особо не ходил (куда он мог запропаститься?). Немного пофантазировав муж сделал петлю-удавку на тросе, так что функциональное значение страховки не пострадало, только внешний вид. Ну так мы на него старались не смотреть, дабы не смущать
Понравился автодом-дедушка на словенских номерах . Наше воображение подсказало год рождения этого Hymer– не позже 1970-73. Но общее состояние выше всяких похвал (по крайней мере внешнее).


Отдельно хочу упомянуть окружную Бухареста. Реконструирована она далеко не вся, плотность движения высокая. Для себя решили, если не будет задачи ехать в сам Бухарест, объезжать его другими дорогами: 4 раза там проезжали – 4 раза пробки и тянучки. Ну их, пускай сами в своих пробках . В навигаторе Бухарест прописан очень даже хорошо и мы не плутали и не искали повороты и развязки. 2 года назад, когда были в Бухаресте навигатора еще не было, и некоторые ходы давались тяжелее. По крайней мере этот же кемпинг мы найти тогда не смогли, хотя знали, что он есть и на карте была отметка. Увидели его случайно, уезжая из Бухареста.

Утром повернулись лицом к морю и,- вперед! Лето все-таки!
Поговорили с «Мисс GPS». Она вроде нас поняла, проложила маршрут покороче, переход назначила в Силистре (Болгария). Ну и ладненько, мы там еще не были. Едем – надоело мне рассматривать пейзажи, решила глянуть на карту. Мужа спрашиваю там точно не паром? В ответ:”а кто у нас штурман?” Штурман-то я знаю кто, но кому он больше верит Штурману или своей Мисс? В нашем атласе переход вроде прорисован не очень четко. Проверили настройки навигатора – все в порядке, паромы включены в объезд . Едем дальше. Машин все меньше, но не сказать, что нет совсем. Дальше еще прикольней: указатель на паром, но RO-RO. Ну и пусть себе паромами по стране ездят. А через 20м просыпается Мисс GPS: “въезд на паромную переправу” и вывеска RО-BG. Короче, пока к самому парому не выехали и дальше дороги не было – не остановились. Зато изучили расписание паромов. Один из них ушел минут 20 назад. Следующий через 4 часа. Естественно, стоять 4 часа на солнцепеке и ждать до вечера паром никто не стал, и мы вернулись 25км до автобана А2.
Вообщем наша непогрешимая до сих пор Мисс была без сожаления переведена в статус Блондинко.
Мост через водные глади, рукава, заливы и заводи (лень с карты все названия переписывать) по А2 еще бесплатный, хотя установка терминалов уже закончена и даже соответствующие знаки висят (я даже кошелек в руки взяла).


Константа вместе с Румынским Черноморским побережьем особых эмоций у нас не вызвали и мы решили здесь не ночевать. Погранпереход Вама-Вече Дуранкулак прошли на одном дыхании. Интереса мы у погранцов не какого не вызвали, и вообще вид у него был полу заброшенный. Въехав в Болгарию вечером, решили на ночевку остановиться в ближайшем от погранперехода кемпинге. Правда, болгарских денег у нас не было совсем (ну 1 лев мелочью с прошлой поездки). Решили, не заморачиваться, и вообще «утро вечера мудреннее». Повернули на указатель кемпинг Краповец и выехали к морю. Кемпинг там уже непонятно что, а не кемпинг. Зато на берегу стояло несколько караванов. Ну мы и примостились рядом, несказанно обрадовав наших новых соседей .
Сначала в планах было просто переночевать и с утреца ехать куда-нибудь дальше по побережью. Но…песочек мягкий, море ласковое и соленое, людей немного, пляж пустынный, воды много, аккумуляторы заряжены, остальных бытовых проблем тоже нет…Вообщем, остались еще на сутки в том месте.
Опишу немного эту стоянку: на берегу моря песок, дальше полоса шириной 100-200 м травы какой-то, потом – лес. Село в 3 км. На берегу есть бак для мусора, биотуалет, шатер, в котором продают пиво, воду, чипсы.
Людей очень мало. Днем приезжают отдыхающие на машинах. Стоит несколько палаток и караванов, но на очень большом расстоянии друг от друга. Тихо, спокойно.

Катаясь на велосипедах по округе, заехали в Краповец в надежде поменять деньги или найти банкомат. Краповец оказался просто селом с одним или двумя маленькими магазинчиками и поменять деньги в этом населенном пункте нам так и не удалось . Ну и ладно. Имея небольшой продуктовый запас вполне можно прожить пару дней без свежего хлеба и мороженного. А вино у нас всегда есть с запасом .


Отступление третье. Жилищное. Планируя поездку расчитывали только на кемпинг, и даже не думали , что можно будет постоять в «автономке» несколько дней безболезненно для себя и окружающих. Оказывается просто места нужно знать . Но узнать их можно только вот таким вот методом тыка. Вообщем можно и в Болгарии простоять несколько дней не в кемпинге, главное насколько хватит заряда аккумуляторов, запаса воды, бака для отходов ну и т.д.

Отступление четвертое. «Человеческое». На протяжении поездки приходится общаться с огромным количеством людей: таможни, заправки, ресепшены, соседи в кемпингах, «языки» в городах etc. Все, с кем приходилось общаться за эти 3 недели, абсолютно открытые, радушные, доброжелательные и тактичные люди. Все друг друга понимали и находили общий язык без киких-либо усилий.
Есть одно такое наше наблюдение. Караванеры между собой очень охотно общаются, приветствуют друг друга на дороге, всегда найдут общие темы для вечерних разговоров, при этом толком не зная языков . Когда мы ездили с палаткой такого общения не было. Собственно говоря, мы и сами сейчас с палаточниками не общались. Сами не знаем почему , наверное соседство по площадкам сказывается. Палаточники обычно тусуются отдельно, ну и принцип путешествия другой. Сами такими были 15 лет, да и сейчас практикуем.

Дальше наша дорога лежала в Созополь. Варна проскочили через самый центр без особых хлопот. Пару раз пытались припарковаться возле банка, но не удачно подходящего места нигде не было.
По дороге как обычно заезжаем затовариться в супермаркет, - на этот раз это Билла в Бургасе. Стандартная парковка на два машиноместа и подбор залоговых монет для тележки (на этот раз подошли родные 25 копеек).
В соседнем доме удачно оказался банк – наконец-то у нас появились левы


Следующая наша остановка была в кемпинге «Кавацци».

Интересно так. Мы были в восторге от него 2 года назад. Я думаю, это после Крыма нам тогда так показалось. Сейчас он не произвел такого сильного впечатления. Дело, конечно, не в кемпинге, а в нас .
Находится в 2 км от Созополя. Представляет собой большую территорию: есть и разные бунгало с санузлом и без; 2-этажный корпус; площадки на любой вкус для установки палаток и стоянки караванов/автодомов: на травке, на земле, на асфальте, большие для компаний и лагерей и маленькие, для тех, кто предпочитает более уединенный отдых; до моря метров 150; на территории кафе и 2 ресторана;
Рядом есть еще несколько кемпингов, но они нам понравились меньше, чем «Кавацци».
Здесь мы наконец-то пристегнули нашу ВЕРАНДУ (моя любимая деталь каравана) .
Стоимость для нашей семьи составила около 16 евро в сутки

В Созополе наконец-то удалось заехать на шиномонтаж и заменить нипель на нашем колесе. До сих пор нам это не удавалось (то выходной и закрыто все, то в каком-то захолустье нипелей не было, то деньги никак не удосуживались поменять, то видите ли мужу заезд не нравится). А без запаски как-то стремно ездить. Но поскольку ехать на машине не хотелось, на шиномонтаж колесо поехало на багажнике велосипеда. 5 минут, 8 левов и у нашего каравана опять есть запаска, а у нас уверенность.

Перечитывая собранные из Интернета отчеты по Турции, муж спросил: «нам туда очень хочется? Неадекватные водители, бюрократы на таможне, дорогое топливо, навязчивые торговцы…». Желание ехать дальше и уверенность женского большинства в том, что Турцию мы увидим, победила последние сомнения . Как говорится «не попробуешь- не узнаешь»
Накануне вечером сложили веранду, поменяли колесо, осмотрели караван (пока держится молодцом, хотя замечены подозрительные трещины на ящике для баллонов с газом), оплатили пребывание в кемпинге и решили пораньше выехать. В 7 утра выехали в направление Малко Тырново через Бургас.
На прошлой стоянке нам рекомендовали ехать по Е87, аргументируя лучшим качеством дороги по сравнению с той, что идет вдоль моря, что мы и сделали.
Дорога, после поворота на Малко Тырново стала хуже: большое количество хлопушек, хотя откровенных ям нет. Больше 70 км/ч мы разогнаться не могли. Караван все время раскачивало, что сильно утомляло, хотя обгоняющие нас машины этих трамплинов не замечали. Помятуя о дорогом топливе в Турции планировали дозаправиться в М.Тырново, но ни одной внушающей доверия нашему тягачу, не увидели. Ну и ладно, будем заправляться в Турции.

За М.Тырново подъем с плохой дорогой и за поворотом появился пограничный пост Болгарии. Дружеская болтовня с никуда не спешащим погранцом, который бывал в Украине и у него в Одессе есть подруга , забираем у него флешку, на которую он заносит наши данные, и едем к таможеннику. Минут через 5 передавая флешку из рук в руки, и получив паспорта с печатями о выезде из Болгарии, подъезжаем к турецкой стороне. У болгар явно нет компьютерной сети и с помощью флешки они передают между своими службами какую-то информацию о нас.
Впереди…

Нас встречает памятник турецкому вождю (я не удосуживала себя идеологическими деталями истории Турции и понятия не имею, кто это был), потом нас этот же вождь встречал на монетах, плакатах, фотографиях, стендах. Мы даже стали к нему привыкать.

Спасибо тем, кто писал в Интернете о своих поездках в Турцию, мы хоть приблизительно представляли, как происходит переход границы. Половина туристов вначале тренировались (проезжая/проходя мимо), а потом вникали в суть.
Суть. Въезжаем на территорию таможни. Видим знак парковки, а под ним на листе формата А4 напечатано, что машину оставлять нужно на парковке и идти в здание. Идем в здание. Напротив входа два окошка, над одним надпись «Въезд», над другим - «Выезд». Если есть виза, то нужно идти к тому пограничнику, который сидит на «Въезде». Если виз нет, то в соседнем окошке покупаем визы, и возвращаемся к погранцу. Он, сидя за стеклом в окошке, сверяет личность стоящую перед ним с фотографией в паспорте, ставит печать о въезде и отдает документ (мы умудрились получить печати в паспорт без детей – они болтались в машине. Погранец покосился на 4 паспорта и 2 человек, но видно не хотел общаться с нами).
Возле окошка пограничника на листе бумаги напечатано, что если вы уже были здесь, то вам нужно пойти зарегестрировать транспортное средство и указано стрелочкой куда. Идем. Сидит в комнатке служащий за высокой конторкой. Владелец транспортного средства предъявляет ему паспорт с визой, техпаспорт, «зеленую карту» (мы – два техпаспорта и две «зеленки»). В паспорт ставится отметка, а в компьютер вносятся необходимые данные. Бумажка, прикрепленная к стене в кабинете извещает о том, что дальше нужно идти к таможеннику (таможенник сидит у себя в кабинете или находится за зданием, о чем извещает бумажка на двери его кабинета. Реально находится он может где угодно, даже за закрытыми дверьми у себя в кабинете). Таможенник НИЧЕГО НЕ СПРАШИВАЕТ, ставит владельцу транспортного средства очередную закорючку и штамп в паспорт и уходит. Все. Финиш. Никаких платежей (кроме визы). Забираете документы, меняете в обменнике деньги (если надо), садитесь в машину и уезжаете. На выезде шлагбаум. Погранцы проверяют документы (вернее тот факт, что вы их оформили) и считают количество закорлючек и штампиков в паспорте и все. Турция у ваших ног.
Вся процедура прошла медленно и не спеша. Первый признак восточной страны никто никуда не спешит (как только они успевают развиваться быстрее нас?). Очень многие иностранцы на наших глазах проезжали на выезд с погранперехода не останавливаясь, явно не зная о спецефике перехода границы. Их разворачивают и возвращают. Несмотря на неторопливость турков границу мы преодолели минут за 20-30.
УРА! Мы в Турции и…тут же ремонт дорог.
Но размах и основательность сразу впечатлили. Много техники и рабочих. Вспомнилась одесская трасса в период реконструкции.

Некоторые участки поливали водой, для уменьшения количества пыли и земля становилась скользкой, колеса на спуске скользили, постоянно вмешивалась электроника и приходилось прилагать усилия, чтобы удерживать наш автопоезд.

Двигаясь по Е87, в районе Бабаэськи (Бабаешки по-нашему) свернули на Е80. Это платная автомагистраль, отличного качества с заправками и местами для стоянок и туалетами. Перед заездом на автомагистраль берем в автомате талончик, перед въездом в Стамбул оплачиваем. В Стамбуле движение по этой магистрали бесплатное (всё как в «глубокой Европе»).
Первые несколько десятков километров по Турции все ждали, когда же мы увидим сумашедших турков за рулем. Не увидели, да и вообще немного машин видели. Ну, думаю, ладно, это мы по захолустью какому-то едем. Вот сейчас выедем на автомагистраль, вот там-то наверно и начнётся…
На магистрали все было чинно и спокойно. Три полосы: кто хочет (и может себе позволить) едет быстро, мы ехали наши законные 80 км/ч, иногда увлекаясь до 90-100.Вообще то автомобиль с караваном вызывал уважение у проезжающих мимо, каждый обгоняющий считал своим долгом сделать фа-фа и помахать рукой. Потом мы даже перестали на это обращать внимание. Очень смешили большие грузовики «упакованные по-турецки».

Автобан это конечно хорошо- широкая дорога, быстро едешь но со временем это начинает утомлять(однообразие пейзажей и т.д)
Пора платить! Ладно, хоть наличные берут. Забегая вперед скажу, что на одном из мостов через Босфор, через который не проходит Е80, у нас случился конфуз. Подъехали к терминалу, а там привычного пункта оплаты кредиткой или наличными нет или мы его не нашли. Но поняли мы это когда за нами уже выстроился хвост перед закрытым шлагбаумом. (там судя по всему, проезд оплачивался по карточкам купленным за ранее) Спасибо ехавшему сзади турку, который совершенно безвозмездно оплатил наш проезд карточкой (на все готовы, лишь бы мы пробки не создавали)

Лично мои краткие впечатление о езде по Стамбулу в первый день: «Сусанин сдает на права»
Дальше факты. Руководствуясь атласом и картой навигатора, проложили маршрут до кемпинга Mistik. За 50 км от Стамбула он показался нам несложным.
В нашем атласе съезды пронумерованы, а в реале оказалось, что указывается название района. Но мы-то не знаем, какой район нам нужен! Мы знаем № съезда.
В навигаторе прописаны все улицы и переулки, но маршрут он прокладывает несколько извращенно. Например, предлагает съехать налево, а налево одновременно 3 съезда. Ну и какой нам нужен? (в нашем навигаторе установлена лицензионная карта Европы Citi navigator v9, а Турции в нем нет, поэтому еще дома пришлось скачать из интернета карты Турции и Стамбула). Наверно поэтому маршрут по развязкам и не прокладывается .
Вообщем покрутились маленько. Средняя скорость на дороге высокая, но движение упорядоченное . На улочках постоянно слышны сигналы, но это они так разговаривают: тронулся- посигналил, остановился – посигналил, знакомого увидел – посигналил, обогняет – посигналил, караван ему наш понравился – посигналит и ручкой помашет.
Проезд перекрестков тоже стоит упомянуть. Сложилось ввпечатление, что приоритет у того, у кого машина больше. Во всяком случае нам все уступали
На знак “STOP” никто не останавливается . Мы один раз попробовали. Турция была удивлена. А больше и не пробовали

В поисках кемпинга пару раз съезжали не в те районы, а развязки там очень сложные и тянутся по несколько километров. Например, если нужно повернуть налево, можно съехать налево, потом повернуть направо, затем вверх-вниз-направо, потом чуть-чуть налево – а в итоге все правильно. Только мы как-то несразу это поняли. Вернее не мы, а муж. Я-то ориентироваться перестала после первой попытки повернуть налево через право .
Осталось пару очень ярких воспоминаний. Блуждая по Стамбулу (звучит, а?) заехали в какую-то улицу, которая становилась уже и из главной какой-то очень уж второстепенной. Понятно, что нужно разворачиваться, а никаких ответвлений или перекрестков там нет. Еще и машины вдоль улицы припаркованы, плюс подъем. Процесс нашего разворота заинтересовал многих, но муж справился с честью .
Второй эпизод. Чуть позже. Поворачиваем, еще поворачиваем и дорога начинает подъем. После одного из поворотов увидели такую узкую длинную горочку, как на детских площадках. А еще жарко, колеса и так уже попискивают. На горочке периодически набиты резиновые подушечки, чтобы колеса не буксовали. Весело. Федя успевает отключить витосовскую электронику и так спокойненько-тихонечко на первой передачке с пробуксовкой колес закарабкались наверх. Я такой подъемчик первый раз видела. Он на меня произвел бы впечатление, даже если б мы без каравана были. Жалко не сфотографировала.
К кемпингу мы решили ехать дольше, но проще. Присмотрели ближайший от кемпинга пригород, который есть на карте и съезд на который мы видели, развернулись, и, ориентируясь по навигатору, через часик-полтора были на месте.
Кемпинг находится на берегу Черного моря в местечке Kilyos.

Приехали в Mistik camping, нам расстроенно сообщают, что мест у них нет. Спрашиваю, где ближайший. Ага, 90 км! Далековато будет. Спрашиваем, что они нам посоветуют. Пауза и служащие вдруг быстренько тасуют несколько машин и находят для нас место. На дорожке правда, ну так кто ж там ходит?

Кемпинг очень маленький. Машин на 20 максимум и стоят очень-очень плотненько. На вывеске у них заявлено, что есть бунгало. Только бунгало у них – 2-х этажный корпус не очень новый. Зелени много, до моря недалеко. Удобства в порядке. Стоило нам это удовольствие 55 лир в сутки.
Стояли еще чехи с палаткой и палатка велосипедистов, только я не знаю откуда они. На автодомах была французская группа и несколько экипажей итальянцев

Только с морем накладочка. Пляж с 9.00 до 19.00 платный . Вход с взрослого 20 лир, ребенок – 10. Кемпинг дает карточку на 50% скидки. Бесплатно с 7 до 9 утра и с 7 до 9 вечера. Все остальное время пляж закрыт вообще. В первый вечер мы пошли к морю уже около 7 вечера и с нас денег не взяли. Честно говоря моря ниже среднего: вода какая-то неприятная (место, где Босфор впадает в Черное море), мелко, грязно, берег тоже нечистый, людей немало и на горизонте очередь кораблей. Не, я все понимаю, но деньги-то за что? Пошли дальше по пляжу. Там где мы зашли, зонтики и топчанчики еще ничего были. Но дальше… Ну и плюс, несмотря на обилие кранов для мытья ног и душей, которые были постоянно заняты чистюлями-турками, грязь везде была еще та. Я бы и не с таким антуражем не платила бы за пляж (смайлик жаба где?).
В продолжении темы пляжа. Утром (около 8 часов) идем покупаться. Сидит часовой на входе и надеется на оплату! Ну не турок ли? мы ему посоветовали подождать 9 часов.

Покупавшись и немного отдохнув решили перебраться в кемпинг поближе к Стамбулу и на Мраморное море, недалеко от аэропорта. Собираемся уезжать, берем карту в руки и начинаем общение с хозяином-турком. Он сказал, что там, куда мы собрались кемпинги уже “капут” вроде как из-за проблем с водой. Правда или нет не знаю, но рисковать не решились. Ладно поедем тогда в Стамбул. Он как узнал, что мы собрались в Стамбул на машине, глаза еще больше выпучил . Не, говорит. Дорогая парковка, далеко и слишком много машин. И предложил нам ехать…двумя автобусами и метро . Не, если б просто метро, мы б еще подумали. А так
Поехали и очень быстро доехали до Стамбула, ориентируясь на указатели на Е80, заехали так, как не смогли выехать накануне . Поставили на всякий случай в навигаторе контрольную точку выезда с трассы и поехали в центр. Припарковались, побродили по набережной и историческому центру.
В Стамбуле стояли на двух разных парковках в самом центре. Стоимость 5 лир в час.
Отступление пятое.Экскурсионное. Я умышленно опускаю в отчете описание достопримечательностей по пути следования, так как информации, на мой взгляд, в Интернете достаточно много. И ничего нового мы не открыли .


Парковка в Стамбуле.



Впереди оплата моста через Босфор. Знаки говорят, что нет оплаты наличными, но при этом съезда негде нет чтобы развернуться и поехать через второй мост


На следующий день переехали в Моcamp «на Мраморном море». Написала в кавычках, так как до моря ровно 8 км.

Сложилось впечатление, что кемпинг относительно новый. Большая территория, мало зелени, что, учитывая климат, вполне объяснимо. Помещения общего пользования радуют чистотой и удобством. Есть стиральная машина (забыла упомянуть, что стиралка была еще в Vampire). Есть бассейн и детская площадка. Мы заплатили 26 евро.
На удивление кемпинг был наполовину заполнен и палаточниками, и автодомами, и караванами. В принципе его используют как базовый лагерь для поездок в Стамбул, что как по мне далековато

Съездили на мраморное море покупаться вначале на машине, а вечером еще и на велосипедах. В основном велосипед мы использовали для поездок за продуктами и изучения ближайших окрестностей.


На следующий день решили ехать в Болгарию. Пополнив в супермаркете запасы провианта, взяли курс на «Булгаристан». Обратно решили двигаться не платной дорогой, с которой, кроме степи ничего не видно и не радует глаз, а параллельной бесплатной. Отличного качества двухполоска (правда не на всем участке пути), разница в скорости по сравнению с автобаном была незначительная, зато проехали мимо нескольких городов и огромного количества заводов и фабрик с удивительно знакомыми названиями (типа Levi`s). При подъезде к болгарской границе встретили «знакомого» по бухарестскому кемпингу. Удивительный однако у дойча автодом

Вернулись в Болгарию, как к себе домой (все-таки Восток для меня экзотика).
Проехав М.Тырново решили свернуть к морю, ехать через Царево и там остановиться в каком-нибудь кемпинге. Останавливаться 2 раза за одну и ту же поездку в одном и том же месте “религия не позволяет”. Подыскивая место, которое бы нас удовлетворило, приметили стоящий автодом далеко от дороги и недалеко от моря. Проехав вдоль побережья еще несколько км и ничего не присмотрев из кемпингов, в полной темноте вернулись к этому автодому. Не видя в темноте всех неровностей степи, вырулили на ровное место. Хотели подъехать ближе к автодому, но разведчик (я) был(а) облаян(а) собаками невидимой в темноте породы, но глаза горели достаточно высоко от земли (утром признали ротвейлера и лайку) . Место на котором мы остановились, оказалось достаточно ровным. Ну посреди степи, ну и что? Если кого-то это смущает, пускай не смотрит . И вообще нам только поужинать и переночевать. Утром мы проснулись, осмотрелись и слегка обалдели. Вот это «наше место».


Глядя на фото, вы нас поймете. С места никто не сдвинулся еще 2 дня. Так посреди степи и балдели. Не могу удержаться, чтобы не выложить еще пару фото.
Это наша ”личная бухта”

Для тех, кого интересуют морские обитатели: огромные нешуганные крабы, «миллион» рапанов, видимо-невидимо всякой рыбы. Вообщем купание в маске доставит огромное удовольствие.
Соседи рыбу ловили сетью. Немного побракорьерничали и мы.
P.S.Для тех, кому понравилось место добавлю: до ближайшего магазина меньше 2 км (в селе Варвара)

С удовольствием отдохнув и вдоволь наплававшись взяли курс на Румынию. Потолкавшись по окружной Бухареста (только тогда вспомнили, что оказывается вечер пятницы) и потеряв почти два часа в пробке на трассе Бухарест-Питешти , в полной темноте доехали до первого попавшегося кемпинга, который старшая дочь окрестила «Жабой» по прыгающим под ногами лягушкам. Населенный пункт, по-моему, Кєлиминешти.


Заплатив 20 лей за ночь служащие нашли нам местечко в абсолютно заполненном на выходные кемпинге. Наскоро поужинав под приятные звуки национальной румынской музыки, завалились спать. Кемпинг не очень интересный с точки зрения душ-туалет-горячая вода-электричество. Все есть, но «Пролисок» - Лувр по сравнению с ним. Но и цена соответствующая (5-6 евро), остановиться переночевать – то, что нужно. Утром собрались и уехали. Хотя место живописное.

Курс на Сигишуары.

В Сигишуарах есть кемпинг в центре города, там мы и остановились.
Стоит это удовольствие 60 лей (меньше 20 евро). Кстати, это был единственный в поездке кемпинг, где была возможность расплатиться платежной карточкой. С нами там было только три немецких автодома. Естественно, с ними разговорились: кто сколько и как давно едет и по какому маршруту. Они путешествовали четвертую неделю по Румынии, пробег составил 1500 км. На что они время тратят?
Кстати, сдали нам хороший, по их словам, кемпинг, о котором мы ничего не знали. Говорят новый и большой. Находится недалеко от переходов границы с Венгрией и Украиной. Там и задумали провести следующую ночь.


Город Сигишоары родина Влада Дракулы



Дальше по плану – еще одна ночевка и додому!
Но после Сигишуар стало твориться что-то непонятное.
Дорога, маркированная как «трасса международного значения» имела такое количество выбоин и хлопушек, что наш караванчик начал давать слабину. Стала отходить правая стенка от днища в передней части. Во время остановки муж пытался прикрутить стенку, но это не стоило потраченных усилий.
Поскольку практически целый день ехали по убитой дороге и знали, что нас еще ждут сотни километров украинской дороги, решили в намеченный кемпинг не ехать, т.к. по карте к нему вела очень второстепенная дорога, а остановиться где-нибудь по дороге.
С ночевкой в Румынии не сложилось, как то, незаметно доехали до Халмеу. На границе очередь, но вся из местных румын. Румынский погранец нас выпустил быстро, но в порядке очереди, а украинские из конца очереди выдернули, но беседа с ним про навигатор и караван несколько затянулась и утомила нас . Кстати, когда погранец поинтересовался нашим сегодняшним маршрутом, то удивился, почему мы не захотели пройти границу в Солотвино. А я и не знала, что там есть погранпереход! Да, оказывается там построили мост и недавно открыли переход, «очень большой и хороший», по словам погранца. Ладно, будем знать на будущее.
Заночевали на заправке под Мукачево, заплатив 15 грн. И, любуясь сентябрьскими Карпатами, поехали домой. Дорога Киев-Чоп до 440 км сделана отлично! Узкая, на одну полосу в каждую сторону, но качество похвальное! Более того, дальше, вплоть до Ровно неоднократно наблюдали реконструкцию трассы, что не может не наводить на приятные мысли !
К девяти вечера, неспеша, добрались до места парковки каравана! Хоббик доехал молодцем, хотя кое-какие реставрационно - восстановительные работы провести все-таки придется.

Так прошло наше первое длинное путешествие с караваном.
Выводы и ощущения:
1. Отдохнули, без всякого сомнения, на “отлично”;
2. Можно думать о покупке более нового каравана, караванинг – несомненно наш вид отдыха и путешествий;
3. Хотя по темпераменту нам наверно нужен автодом, но…зато есть о чем мечтать;
4. Когда-то где то писали, что подержанный караван выхаживает до 10 тысяч км. Наше путешествие это подтвердило. Как раз столько он и проехал без особых хлопот за год нашей эксплуатации.

Куда б поехать…

Технические данные путешествия
Период с 14 августа по 1 сентября.
Команда 4 человек: муж две дочки – 14 и 10 лет и я.
Наш тягач MB VITO 110 CDI 2001 г выпуска с пробегом на момент начала путешествия 261 570 км.
Караван HOBBY PRECTIGE 495 1984 года выпуска оснащеный:
кухней с трехконфорочной плитой, холодильником и мойкой; санузлом (туалет + умывальник); круговой столовой со столом-трансформером, которая в ночное время превращается в 2-х спальную кровать, спальней со стационарной 2-х спальной кроватью; газовым отопителем с раздувкой; дополнительным аккумулятором с возможностью подзарядки от 220В, инвертором с 12В на 220В; палаткой-верандой.
Пройденный путь –5 тысяч км:
Украина - 1538 км;
Румыния - 1889 км;
Болгария - 811 км;
Турция - 760 км.
Средний расход -9,7 л/100 км.
Средняя скорость в движении 53,3 км/ч
Максимальна скорость 106 км/ч
Средний дневной пробег 416,6 км.
Бюджет поездки составил 1610 евро
Дневной расход на семью 84,7 евро в день.
Топливо (дизель) - 754 евро
Проживание в кемпингах – 240 евро
Оплата дорог и парковок – 53 евро
Страховки – 93 евро
Магазины и другие покупки (кафе, продукты, сувениры и т.п.) - 470 евро

Кемпинги
1 Akqaris Camping RO N46 13.393 E24 47.790
2 Gaba Camping RO N45 15.593 E24 19.378
3 Kavatsi camping BG N42 23.695 E27 42.267
4 Mistik camping TR N41 14.659 E29 01.934

5 Mocamp camping TR N41 05.030 E28 24.220

6 VampireCamping RO N45 31.741 E25 22.211

7 Casa Alba Camping RO N44 31.065 E26 05.563

Неорганизованные стоянки
8 Krapets BG N43 38.491 E28 34.500
9 Varvara BG N42 08.531 E27 53.565